Ребёнок рано начал говорить, быстро учит буквы и цифры, ещё до школы читает книги… Конечно, для большинства родителей это становится предметом гордости. Но психологи предупреждают: не всё так однозначно хорошо.
По статистике, детей с опережением развития не более 7 %, а гениальных – до 3 %. Опережающего малыша трудно не заметить: он предпочитает общение со старшими, сосредоточен на своих интересах, часто перебивает в беседе, эмоционален, импульсивен, ему неинтересно общаться с ровесниками. Как помочь такому ребёнку?
В норме мозг развивается неравномерно, как ягодка малины: каждому участку – своё время. Одновременно с интеллектуальным развитием «созревают» эмоции. Напомню, что эмоциональный интеллект отвечает за наши адаптационные способности: умение общаться, регулировать поведение в различных жизненных ситуациях. При опережающем развитии эмоции детей не могут справиться с потоком поступающей информации. Представьте, что пятилетний малыш штудирует энциклопедию, насыщенную абстрактными понятиями бесконечности вселенной и устройством ядерного коллайдера. Конечно, он хочет разобраться и призывает на помощь взрослых, засыпая их вопросами. И те с удовольствием удовлетворяют интерес юного гения, покупают новые книги по интересующей теме. И не знают о том, что регулирующая эмоции система мозга созреет лишь к 10-ти годам!
Но! Закон сохранения не изменить: если в одном месте прибыло, то в другом – убыло! И в то время как ребёнок развивает интеллект, растёт пропасть в его общении со сверстниками, не развиваются необходимые социальные навыки и способность регулировать своё поведение. А это неизменно приведёт к поведенческим проблемам в детском коллективе, да и с учителями будет непросто. «Как это так? Обычно всё внимание только на меня, а тут надо ждать, пока учитель выслушает других, а потом моя очередь? Зачем их вообще слушать? Я же один могу нормально общаться со взрослыми!» В ребёнке растёт негодование и возмущение, создавая напряжение. А любое напряжение будет искать выход, и, увы, может разрядиться агрессией.
Гениальные дети – одно из важных направлений психологической помощи! Родителям важно понимать, что ребёнок должен общаться с ровесниками и пройти все этапы детства для гармоничного развития. Научиться не только говорить, но и слушать, договариваться, иногда, возможно, и подраться. Не взять же опыта без ошибок! Важно презентовать и закрепить своё опережающее развитие в социуме, а не только в семье.
В норме мозг развивается неравномерно, как ягодка малины: каждому участку – своё время. Одновременно с интеллектуальным развитием «созревают» эмоции. Напомню, что эмоциональный интеллект отвечает за наши адаптационные способности: умение общаться, регулировать поведение в различных жизненных ситуациях. При опережающем развитии эмоции детей не могут справиться с потоком поступающей информации. Представьте, что пятилетний малыш штудирует энциклопедию, насыщенную абстрактными понятиями бесконечности вселенной и устройством ядерного коллайдера. Конечно, он хочет разобраться и призывает на помощь взрослых, засыпая их вопросами. И те с удовольствием удовлетворяют интерес юного гения, покупают новые книги по интересующей теме. И не знают о том, что регулирующая эмоции система мозга созреет лишь к 10-ти годам!
Но! Закон сохранения не изменить: если в одном месте прибыло, то в другом – убыло! И в то время как ребёнок развивает интеллект, растёт пропасть в его общении со сверстниками, не развиваются необходимые социальные навыки и способность регулировать своё поведение. А это неизменно приведёт к поведенческим проблемам в детском коллективе, да и с учителями будет непросто. «Как это так? Обычно всё внимание только на меня, а тут надо ждать, пока учитель выслушает других, а потом моя очередь? Зачем их вообще слушать? Я же один могу нормально общаться со взрослыми!» В ребёнке растёт негодование и возмущение, создавая напряжение. А любое напряжение будет искать выход, и, увы, может разрядиться агрессией.
Гениальные дети – одно из важных направлений психологической помощи! Родителям важно понимать, что ребёнок должен общаться с ровесниками и пройти все этапы детства для гармоничного развития. Научиться не только говорить, но и слушать, договариваться, иногда, возможно, и подраться. Не взять же опыта без ошибок! Важно презентовать и закрепить своё опережающее развитие в социуме, а не только в семье.